Республиканская гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки — учебное заведение, которое занимает особое место среди музыкальных школ, гимназий, колледжей и лицеев Республики Беларусь. Будучи в наши дни, как и много лет назад, своеобразным флагманом подготовки высокопрофессиональных молодых музыкантов, оно, благодаря деятельности своих педагогов, учащихся и выпускников, прославившихся в разных концах мира, на протяжении многих десятилетий сохраняет высочайший творческий статус.
Гимназия-колледж при БГАМ всегда молода, и каждый год вот уже 85 лет ее ряды пополняют всё новые и новые высокоодарённые молодые люди, жаждущие приобщиться к вершинным завоеваниям отечественной и мировой музыкальной культуры. Но, вместе с тем, это учебное заведение имеет свою биографию и проверенные временем традиции, которые выковывались на протяжении длительной и полной событиями истории его существования.
День рождения гимназии-колледжа — 15 октября 1935 г. В этот день Постановлением Совнаркома БССР было открыто отделение юных дарований при Белорусской государственной консерватории. Это решение оказалось крайне важным для развития музыкального образования в республике, а учебное заведение заняло достойное место в ряду специальных музыкальных школ, открытых при консерваториях во всех республиках СССР.
В довоенные годы в детских классах учились 25-30 человек только на двух отделениях — фортепианном и струнном (скрипка, виолончель). В программу обучения талантливых детей были включены только специальные музыкальные дисциплины, которые вели прославленные профессора и педагоги Белорусской государственной консерватории: А. Амитон, М. Бергер, А. Бессмертный, А. Вивьен, А. Клумов, Г. Петров, А. Стогорский, Г. Шершевский и др. Учащиеся детских классов много концертировали, демонстрируя творческие успехи и яркое исполнительское мастерство.
В 1940 г. многие из них, наряду со взрослыми артистами, участвовали в концертах Первой декады белорусского искусства и литературы в Москве.
В те годы получили путевку в большое искусство известные в будущем музыканты, среди которых заслуженные артисты БССР Г. Клочко, С. Основич, народный артист РСФСР Б. Афанасьев, доктор философских наук А. Ладыгина, профессора Белгосконсерватории Л. Бессмертная, В. Рахленко, И. Цветаева, ведущий лектор-музыковед И. Зубрич и многие другие.
Прерванная войной творческая жизнь детского отделения возобновилась в 1946 г., однако в скором времени оно обрело более весомый статус: распоряжением Совета Министров в 1947 г. создана Республиканская музыкальная школа-десятилетка при Белорусской государственной консерватории им. А. В. Луначарского. Целью учреждения школы должна была стать подготовка музыкантов-исполнителей для поступления в высшие учебные заведения. Школе было выделено отдельное здание в живописном уголке Верхнего города. Это здание имеет давнюю историю: в прошлом оно являлось частью коллегиума монастыря иезуитов, а в 1820 г. было перестроено для дома губернатора. Удачно размещенная в географическом центре белорусской столицы, школа стала не только образовательным, но и творческим, духовным центром музыкально одаренной молодежи Минска, а затем и всей республики.
С этого момента в Республиканской музыкальной школе-десятилетке открылись новые отделения: духовое и народное, а позднее — теоретическое и дирижерско-хоровое. Учащиеся стали получать комплексное образование как по специальным, так и по общеобразовательным предметам. Для работы на новых отделениях были приглашены лучшие педагогические силы республики: Э. Азаревич, А. Болотов, Р. Назаренко, В. Орлов, С. Розенман, Ю. Темкин, В. Харитонов, Н. Шмелькин.
На рубеже 1940-1950-х годов в школе постепенно складывается яркий педагогический коллектив, где каждый — значительная творческая личность, обладающая умением раскрыть способности одаренного ребенка, заботливо воспитывать его на протяжении многих лет, стать его духовным наставником и старшим другом.
У истоков белорусской фортепианной педагогики стояли выдающиеся музыканты Э. Альтерман, М. Бергер, Г. Петров, И. Цветаева, Н. Шацкая, Г. Шершевский, которые создали национальную фортепианную исполнительскую школу. На струнном отделении начинают работать Н. Братенников, М. Гольдштейн, С. Основич, А. Янпольский. Выдающимся преемником традиций, которые сложились на отделении, стал в последующие годы П. Володарский, чья педагогическая деятельность, отличавшаяся высочайшим уровнем педагогического и художественного мастерства, оставила наиболее значительный след в обучении юных скрипачей. В 1953 г. под руководством М. Гольдштейна был создан ансамбль скрипачей, который был первым творческим коллективом школы, занимавшимся обширной концертной деятельностью.
Начиная с самых первых дней деятельности школы, особое место в педагогическом процессе заняли предметы музыкально-теоретического цикла, направленные на расширение профессионального кругозора учащихся, максимальное развитие их природных музыкальных способностей и гуманитарного интеллекта. На исполнительских отделениях по предметам этого цикла (сольфеджио, теория музыки, гармония, музыкальная литература) работали талантливые педагоги И. Сак, Б. Смольский, А. Соломоник, К. Степанцевич, М. Трахтенберг, Т. Щербакова.
В 1952 г. в школе было открыто специальное отделение теории музыки. Первым его педагогом стала М. Миненкова, впоследствии сформировавшая свою творческую школу и воспитавшая блестящую плеяду музыковедов, работающих как в Республике Беларусь, так и далеко за её пределами. Ее авторская методика преподавания и фундаментальные традиции теоретического обучения продолжают сохранять свою актуальность и в наши дни, став методической базой работы преподавателей теоретического отделения, большинство которых являются её выпускниками. Более 20 лет плодотворно, на высоком творческом и профессиональном уровне работала с учащимися теоретического отделения преподаватель зарубежной, русской и белорусской музыкальной литературы Г. Карасик, заложив тем самым прочные основы преподавания этих предметов специальной музыковедческой подготовки в нашем учебном заведении.
Знаменательным событием в жизни школы стало участие во Второй декаде белорусского искусства и литературы в Москве (1955 г.), по результатам которой она была награждена Почетной грамотой Верховного Совета СССР. Подтверждением высоких творческих достижений явились и победы учеников и выпускников школы на исполнительских конкурсах разных рангов (В. Бельченко — лауреат Международного конкурса им. Ф. Листа, Э. Миансаров — лауреат Международного конкурса им. П.И. Чайковского, Л. Толкачева — лауреат Международного конкурса в Болгарии).
В 1963 г. приказом Министра культуры Республиканская музыкальная школа-десятилетка была переименована в Среднюю специальную музыкальную школу при Белорусской государственной консерватории им. А.В. Луначарского (ССМШ при БГК). Приумножаются традиции, совершенствуется процесс обучения, создаются новые творческие коллективы, расширяются географические горизонты их концертной деятельности, ведется активная работа по поиску и привлечению к обучению талантливых детей со всей республики.
В 1960-е годы в ССМШ при БГК открывается кружок композиции под руководством Г. Суруса (1967 г.). Значительный вклад в дело воспитания юных композиторов внес известный белорусский композитор К. Тесаков, работавший здесь с 1972 года. Учащиеся, склонные к творческой деятельности, получили теперь возможность поступления на композиторское отделение консерватории. Будущее показало перспективность такого начинания. Школа взрастила многих прославленных сегодня музыкантов, членов Союза композиторов БССР, среди которых И. Лученок, Д. Смольский, С. Кортес, В. Раинчик, С. Бельтюков, В. Дорохин, В. Копытько, В. Кондрасюк и др.
В 1968 г. под руководством И. Журавленко в ССМШ при БГК было образовано хоровое отделение. Благодаря инициативе этого талантливого, преданного своему делу хормейстера в школе вскоре создается хор мальчиков. Продолжая богатые традиции национальной хоровой культуры, коллектив проводит активную концертную деятельность, а главное — в нем закладывается основа высокопрофессионального воспитания будущих дирижеров.
Учебная работа школы в 1970-1990-е годы осуществлялась на различных отделениях: фортепианном, струнном, народном, духовом, хоровом, теоретическом и камерного ансамбля, совместными усилиями которых каждый выпускник получал разностороннее гуманитарное и музыкальное образование. Основа коллектива школы — опытные педагоги музыкального и общеобразовательного циклов, посвятившие большую часть своей жизни работе с одаренными детьми. Среди них — З. Бутова, Н. Духан, Ж. Жив, В. Володина, И. Бартошевич, Л. Бондарева, Л. Васильева, Ю. Гильдюк, Е. Горбунова, А. Гужаловская, Г. Каганович, З. Качарская, В. Кузменко, О. Онуфриева, Е. Пукст, А. Решетян, И. Семеняко, Н. Тащилина (фортепианное отделение); С. Доморадова, Н. Зайцева, Л. Колос, Л. Кулешов, В. Перлин (струнное отделение); Н. Авраменко, Н. Волков, Л. Гучок, Р. Лагонда, Б. Ничков, Л. Тунчик (Клиндухова), Ч. Юшкевич (отделение духовых и ударных инструментов); Л. Левкович, В. Максимцев, В. Михальчук, В. Шабловская (народное отделение); В. Глушаков, Н. Журавленко, А. Мазурова, И. Матюхов, Т. Миронова, Н. Никеева, Л. Стульская (хоровое отделение); С. Братухина, Н. Выграненко, Е. Гороховик, Г. Гринчук, В. Густова, И. Денисова, Г. Карасик, В. Левицкая, Е. Левицкая, Л. Левченко, М. Миненкова, Л. Немзер, Т. Орлова, М. Пороховниченко, Л. Потапенко, Т. Степанова, Н. Степанская, Т. Титова, С. Федоринчик (теоретическое отделение); Э. Графман, Ж. Давидова, Н. Лапшова, В. Олешкевич, Т. Основич, Л. Попова, Р. Рыжевич (отделения фортепиано для оркестрантов, хоровиков и теоретиков); З. Чаусская, Б. Школьникова, А. Гольденова, О. Бельтюкова (отделение концертмейстерского класса).
В условиях творческого учебного заведения особого отношения требуют предметы общеобразовательного цикла. Необходимым условием работы с одаренными детьми становится индивидуальный подход, выбор неординарных методик обучения, усиление его духовно-этической стороны. Основателями такого подхода были старейшие преподаватели общеобразовательного цикла, среди которых К. Волосевич, Л. Гринчук, М. Гурская, М. Дадиомова, Т. Иванова, З. Косорукова, В. Крель, Е. Леус, И. Либо, Ф. Либович, Л. Мачуленко, Т. Панкевич, А. Перевозчиков, Ц. Рутковская, Е. Чучко, А. Шендерович. Значительных педагогических результатов в последующие годы добились Н. Горбунова, Б. Елиовская, А. Захорошко, Н. Каменецкая, Е. Коломеец, Э. Крейдик, А. Лалаева, Э. Осядовская, В. Пикулик, Н. Плавинская, Л. Романовская, О. Силич, Т. Смирнова, З. Хабарова.
Деятельность ССМШ при БГК в области подготовки разносторонне одаренных и квалифицированных музыкантов среднего звена не ограничивалась только учебной работой. В школе были организованы творческие и концертные коллективы, которые плодотворно участвовали в музыкальной жизни города и республики. Так, хор мальчиков становится активным участников хоровых фестивалей, теле- и радиопрограмм, записывает диск на всесоюзной фирме грамзаписи “Мелодия”. Симфонический оркестр школы неоднократно становится победителем республиканских конкурсов средних специальных учебных заведений. Большие достижения класса цимбал, в том числе ансамбля цимбалистов, явились продолжением и развитием традиций известного деятеля национального исполнительства на этом инструменте И. Жиновича.
За годы своей творческой деятельности ССМШ при БГК выпустила несколько десятков поколений музыкантов, которые успешно работают в различных городах Беларуси и за ее пределами. Многие выпускники школы продолжили свою трудовую деятельность в высших учебных заведениях, филармонических и концертных организациях нашей страны и зарубежья: В. Черныш, А. Янпольский, Р. Аладова, Л. Шеломенцева, З. Качарская, Б. Бергер, М. Гершович, Ю. Гильдюк, И. Шумилина, Е. Гороховик, В. Дулов, Е. Дулова, Б. Клейнер, В. Клочко, А. Кудряшов, А. Кучинский, Т. Лещеня, В. Антоневич, И. Оловников, О. Савицкая, Б. Спектор, М. Старчеус, А. Шанин, А. Шибко, Д. Шутко, О. Комок, С. Якович и многие другие.
В 1990 г. ССМШ была переименована в Музыкальный лицей при Белорусской государственной кронсерватории им. А.В. Луначарского, в 1992 г. — в Республиканский лицей при Белорусской академии музыки. В 1997 г. в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь лицей преобразовывается в Республиканский учебный комплекс гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки, а в 2007 г. получает сегодняшнее название — государственное учреждение образования “Республиканская гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки” (Республиканский музыкальный колледж).
2 августа 2020 года Республиканская гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки торжественно открылась после реконструкции.
Основные работы велись в исторической части здания учебного заведения.
Реконструкция длилась год. Это особенный для города объект — он имеет 300-летнюю историю.
В обновленном здании учебного заведения появилась современная студия звукозаписи и большой концертный зал. Были закуплены профессиональные рояли, привезенные специально из Японии.
Несмотря на то, что место для репетиций юных музыкантов приобрело современный вид, остались и исторические элементы. Например, строители сохранили кирпичную кладку – на ее кусочек, специально не покрытый штукатуркой, можно посмотреть с внутреннего дворика гимназии. Также были законсервированы найденные в ходе работ старинные фрески.
Энергичный, целеустремленный, человек огромной воли и трудолюбия, он начал смело претворять в жизнь мечту: создать в Беларуси школу для одаренных детей, подобную тем, которые существовали в Москве, Ленинграде, Одессе, других городах Советского Союза. Израиль Григорьевич был убежден — дети Беларуси должны получить разностороннее музыкальное образование, отвечающее самым высоким художественным и педагогическим критериям. Стремясь создать особую творческую атмосферу, он пригласил в школу выдающихся музыкантов, профессоров консерватории А. Амитона, М. Бергера, А. Бессмертного, А. Вивьена, А. Клумова, Г. Петрова, А. Стогорского, И. Цветаеву, Г. Шершевского.
Израиль Григорьевич создавал школу будущих талантов: он старался постичь характеры детей, помочь раскрыться дарованию каждого юного музыканта. Школа стала делом всей его жизни, его домом и семьей.
Невозможно охватить всё важное и значимое, что связано с этим замечательным педагогом-воспитателем, Директором с большой буквы.
И. Г. Герман был строг и добр одновременно — именно такой бывает любовь отца к своим детям. Он мог во время зимних каникул отправиться с выпускным классом в Москву, чтобы ученики смогли побывать на новогодней елке в Колонном зале Дома Союзов, на спектаклях Большого театра, в Третьяковской галерее. Это при его непосредственной помощи и поддержке в школе состоялся грандиозный костюмированный новогодний бал, на котором главной гостьей юных музыкантов стала легендарная певица, народная артистка СССР Л. П. Александровская.
И. Г. Герман — человек «угаданной судьбы»: он занимался делом, которое было ему предначертано свыше. Благодаря его стараниям идея создания школы для одаренных детей не только полностью оправдала себя, но и превзошла все самые лучшие ожидания. Поэтому можно смело сказать, что Израиль Григорьевич — человек вне истории, он — над ней…
В последующие годы школу возглавляли: В. Г. Черныш, В. И. Башура, В. А. Реянт, А. А. Мукалов, и каждый из них привнес в работу учебного заведения свои творческие представления, профессиональные устремления и новые идеи.
выпускник школы, человек разносторонних дарований, в котором с удивительной естественностью сочетались талант организатора, руководителя и яркая творческая личность. Пианист, ансамблист, концертмейстер, педагог, заведующий фортепианным отделением, общественный деятель (Председатель Минского городского отделения Белорусского Союза музыкальных деятелей), он был первым директором, избранным педагогическим коллективом школы.
Владимир Михайлович Кузменко не просто хранил достойные традиции, но и стоял у истоков разного рода начинаний. Это с его «легкой руки» в день рождения колледжа проходит праздник «Посвящение в профессионалы» учащихся I курса. Ритуал прекрасен и символичен! Это он, директор и музыкант, способствовал возрождению активной творческой жизни Хора мальчиков и юношей, всячески поддерживал яркий, артистичный коллектив Концертного оркестра под руководством В. Перлина.
Владимир Михайлович часто повторял: «Недостаточно таланта: необходимо создать условия для работы. Без них трудно мечтать об успехе». Будущее подтвердило истинность этих слов. В. М. Кузменко все делал заразительно, увлеченно, чувствовал вкус жизни, радовался ее звукам, краскам, мелодиям. Щедрый, добрый, он легко жертвовал личными интересами ради интересов своих юных коллег и радовался каждому их успеху.
Владимира Михайловича в равной степени любили и педагоги, и ученики колледжа. В феврале 2004 года он еще успел блестяще провести традиционный «Вечер встречи выпускников», и сделал это, как всегда, артистично, интеллигентно, остроумно. Светлая личность, прекрасный человек В. М. Кузменко оставил родному колледжу свою заповедь: «Учитесь быть счастливыми!»
ученик В. М. Кузменко, выпускник нашего учебного заведения, деятельность которого основана на принципах сохранения и дальнейшего развития его уникальных творческих традиций.
85 лет — солидный для учебного заведения возраст, возраст зрелости и мудрости. Но колледж и сегодня — безграничное царство музыки, гармонии и красоты, блестящая плеяда педагогов, и белорусская исполнительская школа, созвездие лауреатов республиканских и международных конкурсов, завоевавших поистине мировое признание. Из стен колледжа вышли замечательные солисты, концертмейстеры, педагоги, органисты, дирижеры, хормейстеры, создатели и художественные руководители творческих коллективов.
Воспитанники колледжа завоевали свыше 1000 званий лауреатов и дипломантов различных исполнительских конкурсов и фестивалей, включая такие престижные, как Международный конкурс им. П. И. Чайковского (Россия), Международный юношеский конкурс им. П. И. Чайковского (г. Санкт-Петербург, Россия), Международный конкурс пианистов им. Ф. Шопена (г. Варшава, Польша), Международный юношеский конкурс им. С. Рахманинова (г. Тамбов. Россия), Международный конкурс молодых пианистов памяти В. Горовица (г. Харьков, Украина), Международный конкурс «Концертино-Прага» (Чехия), Международный конкурс баянистов и аккордеонистов в г. Клингенталь (Германия), Международный конкурс исполнителей на народных инструментах им. В. Андреева (Россия), Молодёжные Дельфийские игры стран-участниц СНГ и ряд других. Более трехсот учащихся стали обладателями Гранд-премий, стипендий, поощрительных премий и других поощрений специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи.
Выпускники колледжа, продолжая по традиции поддерживать высокий статус и международный авторитет своей alma mater, плодотворно работают в нашей стране, а также разных уголках мира. Среди них — солисты Белорусской государственной и российских филармоний, ведущие мастера Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь и других оперных сцен мира, солисты оркестров и творческих коллективов мирового уровня, профессора, доценты, преподаватели различных учебных заведений Республики Беларусь, России и других стран, доктора и кандидаты наук, ведущие сотрудники Министерства культуры Республики Беларусь, руководителихудожественных коллективов и учреждений всех рангов, музыкальные критики.
Не будет преувеличением сказать, что нет такой сферы музыкальной культуры в нашей стране, где не работали бы выпускники нашего учебного заведения.
Поистине мировую известность и признание получили творческие коллективы колледжа — Концертный оркестр (художественный руководитель — Заслуженный артист Республики Беларусь Владимир Перлин), образцовый детский хор «Поющие музыканты» (художественный руководитель — Алла Мазурова), Хор мальчиков и юношей имени И.А.Журавленко (художественный руководитель — Семён Климанов).
Колледж — не просто учебное заведение специализированного типа. Это живой и постоянно развивающийся творческий организм, имеющий не только свою биографию и сложившиеся традиции, но и своеобразный modus vivendi, в соответствии с которым строится вся его многоцветная и многоликая жизнь. В ней тесно переплетены занятия по специальным и общеобразовательным предметам, факультативы, репетиции, концерты, творческие мероприятия, «капустники», игра в настольный теннис в 10 рук, увлекательные походы, посещения театров, музеев, а также разнообразные творческие дискуссии, нередко разгорающиеся не только в учебных классах. Здесь царит особый дух, и каждый, кто когда-либо учился в нашем учебном заведении, подтвердит, что здесь сосредоточены все его жизненные импульсы. От зари до позднего вечера в колледже не только творят и учатся, но занимаются спортом, дружат, спорят, делятся впечатлениями, совместно, в коллективе единомышленников и друзей, постигая жизнь во всех её проявлениях. Так рождается то уникальное братство, которое все мы, вышедшие из этих стен, называем просто ШКОЛА и законы которого безотказно действуют везде, где бы ни находились её питомцы.