20 августа 2022 года исполнилось 100 лет со дня рождения Маргариты Сергеевны Миненковой. Ее имя навсегда вписано в летопись музыкальной жизни Беларуси и нашего учебного заведения. Она была для всех, кто встретил ее на своем пути, кем-то значительно бóльшим, чем просто педагог, дающий знания, хотя и этого было бы более чем достаточно – знания мы получили из ее рук такие, что хватит с избытком и нам, и нашим преемникам. Многие из тех, кто составляет дружное теоретическое содружество нашей страны, могут по праву считаться учениками и последователями Маргариты Сергеевны. Мы учим детей по ее пособиям (какое счастье, что она их оставила!), мы каждый день, занимаясь в классе, слышим ее наставления так, как будто бы она все еще с нами.
Маргарита Сергеевна была невероятным человеком, с течением времени раскрывающим каждому из нас, слой за слоем, свою глубочайшую и многогранную натуру. Она была всем нам немного матерью, человеком, который был неравнодушен к каждому из тех, кого она учила. Строгая, суровая и принципиальная во всем том, что касалось профессиональной подготовки, в жизни она не на словах, а на деле заботилась о каждом из нас. Всех ее учеников связывали с ней узы настоящей дружбы, длящейся многие годы.
Партизанка, еще девушкой прошедшая кровавую бойню Великой Отечественной войны, она и после нее прожила интересную, полную труда и смысла жизнь, тесно сплетенную с заметными именами и событиями белорусской музыкальной культуры.
М.С. Миненкова родилась в 1922 г. на хуторе Спорное Бобруйского р-на, Могилевской обл. Отец, Сергей Никандрович, был главным ветеринарным врачом района, мать, Эвелина Ивановна, – учительницей. Музыке Маргарита начала обучаться в 11 лет частным образом у пианиста В.А. Бильдюкевича. Вскоре, после прослушивания у преподавателей бобруйской музыкальной школы и выпускника Московской консерватории М.Г. Шифрина, а также по совету И.Г. Германа, она поступает на подготовительный курс музыкального техникума (инструкторское отделение, готовившее клубных работников). После зимней сессии II курса, минуя половину II, III и IV курсы, ее переводят на подготовительный курс консерватории в класс композиции Н.И. Аладова.
На I курсе консерватории она удостаивается Сталинской стипендии. В конце марта того же года на отчетном концерте композиторского факультета среди произведений выпускников М. Вайнберга, Л. Абелиовича, В. Оловникова и др. исполняются две фортепианные прелюдии М. Миненковой (исполнитель – Б.З. Школьникова), после чего ей назначается дополнительная стипендия от Союза композиторов.
Последний экзамен на I курсе проходил в то время, когда Минск уже был охвачен войной. М.С. Миненкова вскоре оказалась в числе нескончаемого потока беженцев, покидавших город с надеждой на эвакуацию. Попав в оккупацию, она направилась в д. Горелец, где в то время жила и работала ее мать. Весной 1942 г. М.С. Миненкова и ее брат Юрий стали связными партизанского отряда, а в октябре она вместе с братом и матерью вступила в партизанский отряд им. Суворова 2 ой Минской бригады, где была медсестрой. В 1943 г. по приказу штаба партизанского движения Белоруссии из наиболее активных боевых отрядов была создана рейдовая бригада им. Пономаренко, получившая задание двигаться дальше на запад. Во время одного из жесточайших боев ее мать получила тяжелое ранение, в связи с чем они оказались за линией фронта сначала в медсанбате, затем в эвакогоспиталях в Барановичах, Бобруйске и Новокузнецке. В октябре 1944 г. они возвращаются в Минск, и вскоре, не найдя там работу, едут в Марьину Горку, где мать устраивается преподавателем сельхозтехникума, а М.С. Миненкова – секретарем школы животноводов.
В первый послевоенный год М.С. Миненкова восстанавливается на II курс консерватории. Голод и отсутствие жилья вынудили ее взять 11 частных учеников, с двумя из которых она занималась лишь за разрешение воспользоваться инструментом 1 час в день. В это же время она работает концертмейстером в педагогическом институте, а также в музыкальной школе. Загруженность на работе не помешала ей прекрасно учиться и вновь заработать Сталинскую стипендию. Однако для композиторского творчества времени не оставалось, и она решила специализироваться как теоретик. М.С. Миненкова окончила Белорусскую государственную консерваторию в 1950 г. с отличием.
В 1946-1984 гг. работала в ССМШ при БГК педагогом музыкально-теоретических дисциплин (сольфеджио, гармония). В это же время в течение 8 лет М.С. Миненкова преподавала в Минском музыкальном училище. В 1955-1970 гг. она была преподавателем, старшим преподавателем, и.о. доцента кафедры теории музыки БГК (с 1966 г.): вела гармонию и сольфеджио на отделении музыковедения и исполнительских отделениях, методику преподавания музыкально-теоретических дисциплин у музыковедов, анализ музыкальных произведений на исполнительских отделениях.
М.С. Миненкова регулярно принимала участие с докладами и открытыми уроками на научно-теоретических и практических конференциях: вузовских, республиканских (Минск, Брест, Гродно, Новополоцк, Гомель, Витебск, Могилев, Молодечно, Лида, Барановичи) и всесоюзных (Днепродержинск, Одесса и др.). В 1970 г. она успешно выступила на Съезде теоретиков Беларуси, Украины и Молдавии с открытым уроком по гармонии и докладом, посвященным методике преподавания этого предмета, за что 25 декабря этого же года ей была объявлена благодарность Министерства культуры СССР.
М.С. Миненкова воспитала более 80 музыковедов. Многие из них являются педагогами различных музыкальных вузов: М. Старчеус (докт. наук, проф. Московской консерватории), М. Щербакова (докт. наук, проф. Санкт-петербургской консерватории), Е. Дулова (докт. наук, профессор Белорусской государственной академии музыки), Е. Скурко (докт. наук, проф. Уфимского института искусств), А. Пекутько (докт. наук, профессор Белорусского государственного университета культуры и искусств), В. Антоневич (докт. наук),; канд. наук и доценты Р. Аладова,О. Савицкая, Н. Савкина, Т. Лещеня, Н. Степанская, Е. Гороховик, Т. Титова, Л. Волкова, Н. Ходинская, И. Ухова, Т. Якименко. Педагогические принципы М.С. Миненковой получили развитие в работе И. Казанцевой, С. Братухиной, В. Густовой, И. Денисовой и других преподавателей, воспитывающих учеников теоретической и исполнительских специальностей. Теоретическое отделение Республиканской гимназии-колледжа при БГАМ состоит во многом из ее учеников, выпускники которых в разные годы блестяще поступали в Белорусскую государственную академию музыки, Санкт-Петербургскую, Московскую консерватории, Институт им. Гнесиных и другие вузы и возвращались затем в стены своего родного учебного заведения.
В разное время теоретическую подготовку в классе М.С. Миненковой получили ученики и студенты исполнительских отделений, среди них: Э. Миансаров, В. Перлин, В. Черныш, А. Янпольский, М. Дриневский, А. Смагин, Л. Юшкевич, Л. Шеломенцева, И. Шикунова, Л. Ивашков, Л. Каспорская.
Среди ее учеников – такие известные композиторы, как Д. Смольский, С. Кортес, В. Копытько, В. Дорохин, И. Лученок, С. Мовчан, Е. Атрашкевич, В. Шлеенков, В. Кондрасюк.
Научно-методические труды Маргариты Сергеевны «К вопросу о гармонизации мелодии в курсе гармонии: методическая записка для преподавателей и студентов-заочников» (1966), «Развитие аналитических навыков в процессе работы над музыкальным диктантом» (1998, 2 е дополн. изд. 2002), «Гармоническое сольфеджио» (2001), «Методические рекомендации по курсу гармонии: для преподавателей музыкальных училищ и лицеев» (2008); рукописные работы: «Сборник диктантов на основе белорусской народной музыки и музыки белорусских композиторов», «Сборник задач по гармонии» активно используются в учебной деятельности педагогов РМК, других учебных заведений страны.
Фильм "К 100-летию М.С. Миненковой"
Е. М. Гороховик, кандидат искусствоведения, преподаватель ПЦК музыкально-теоретических дисциплин